Наверх
поделиться:

Внешнеэкономический бюллетень, 23.08.2004, О введении единой валюты союзного государства: Россия и Белоруссия*

Введение единой валюты Союзного государства, т.е. создание валютного союза Россия -Белоруссия(1) - это венец экономического и политического сближения двух стран и в то же время важнейшее средство дальнейшего развития интеграции. Фактически речь идет о слиянии финансовых сфер наших государств, формировании единой денежно-валютной (далее - валютной), кредитной и бюджетной систем.

В отношении возможности задействования валютной составляющей интеграционного процесса экономисты разделились на оптимистов и скептиков. (Аналогичная ситуация была при создании зоны евро и до сих пор сохраняется в отношении перспективности этой валютной группировки).

В сентябре 2003 г. Россия предложила Белоруссии в ближайшее время подписать соглашение об использовании рубля РФ в качестве единственного законного платежного средства на территории Белоруссии(2). В ответ Белоруссия заявила, что этот шаг должен быть увязан с выполнением других договоренностей, предусмотренных Договором о создании Союзного государства (далее - Договор). "Это касается создания единого экономического пространства и равных условий для субъектов хозяйствования и народов двух стран, принятия Конституционного акта Союзного государства, осуществления других мероприятий, которые до сих пор не выполнены")(3)

Некоторые специалисты в России считают, что введение единой валюты возможно в 2005 г. Но как будет показано ниже, этот оптимизм вряд ли оправдан.

Отдельные экономисты пытаются убедить общественность, что российско -белорусская интеграция не имеет будущего. Так, в Минске 31 октября 2003 г. бывший председатель Национального банка Белоруссии (НББ) С. Богданкевич заявил, что идея единого государства (т.е. и единой валюты) абсолютно нереализуема. Белоруссия в период после подписания Договора предлагала свои варианты (прежде всего в отношении эмиссионного центра), прямо противоречащие положениям Договора и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании союзного государства.

Исходя из опыта развития отношений с Белоруссией в области строительства союзного государства и экономической интеграции, мы считаем, что к этим процессам следует относиться с осторожным, умеренным скептицизмом.

На наш взгляд, можно было бы избежать многих проблем и осложнений, если бы стороны в свое время отказались от идеи создания Союзного государства и строили отношения в рамках Союза Белоруссии и России , образованного в апреле 1997 г. Но поскольку избрана другая модель, когда в "одной упряжке" будут существовать три государства - Россия , Республика Беларусь и их Союзное государство, то фактически (хочет того Белоруссия или нет) она превратится в 90-ый регион России , причем дотационный. В связи с этим следует отметить, что в Западной Европе было созданы не государство, а Европейский союз и зона евро. И эта "конструкция" пока подтверждает свою жизнеспособность и заслуживает того, чтобы ряд основных принципов и методов, на которых она построена, нашел применение и в отношениях между Россией и Белоруссией, в частности, при объединении их денежных и валютных систем.

Прежде чем рассмотреть ряд наиболее острых проблем валютной интеграции, необходимо вспомнить, что в этой области предусматривалось в Договоре и Программе.

Эти документы в основном фактически являются соглашениями о намерениях. И это вполне естественно, поскольку в Белоруссии нет четкого курса экономических реформ. Здесь (несмотря на принятые меры по некоторой либерализации в валютно-финансовой сфере] финансовый и другие секторы экономики находятся под централизованным контролем государства. Россия уже стала страной с рыночной экономикой, но также нельзя сказать, что у нее есть внятная долгосрочная концепция развития экономики и четкие приоритеты социально-экономической политики. Поэтому форсированное сближение экономик двух стран (с учетом также резких различий в экономических потенциалах) будет подобно "стыковке" космических кораблей разных размеров и с разными стыковочными узлами.

Эти основополагающие обстоятельства определяют все стороны и проблемы взаимодействия наших стран и одну из его главных составляющих - валютную интеграцию. При этом "... Москва ... сегодня выступает как бы в роли Международного валютного фонда - финансового полицейского, который несет в Белоруссию рыночную экономику, демократию, процветание и так далее"(4).

Из всего комплекса проблем, связанных с объединением денежных и валютных систем, на наш взгляд, прежде всего надо рассмотреть следующие.

I. Введение российского рубля на территории Белоруссии

В Договоре (ст. 13) сказано, что "Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром" (вопрос о нем рассматривается в следующем разделе).

В Программе в п. 3.1. указано: "В ходе формирования единого экономического пространства осуществляется валютная интеграция на основе введения единой денежной единицы (валюты). В этих целях; будет подписано межгосударственное соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра "Срок - IV квартал 1999 г. - I квартал 2000 г." (курсив наш - М.Л.).

С момента подписания этих документов прошло почти три года, в течение которых шла постоянная дискуссия между сторонами, в которой белорусская сторона постоянно "забывала" , о чем шла речь в Договоре и Программе. Особенно напряженным стал 2003 г.

В начале июня на встрече министра финансов России А. Кудрина и председателя Банка России С. Игнатьева с президентом Белоруссии А.Г. Лукашенко было принято решение, что уже с 1 июля 2003 г. в Белоруссии (по ее инициативе) безналичные расчеты должны будут осуществляться не только в "зайчиках" , но и в российских рублях(5).

Тогда Национальный банк Белоруссии заявил о своей готовности к такому шагу. Здесь уместно вспомнить, что при создании зоны евро эта валюта сначала стала применяться в безналичных расчетах. И это совершенно логично и экономически оправданно, т.е. безналичный оборот - это основа всей системы расчетов деятельности банков, всей бухгалтерии предприятий, всего денежного обращения .

По поводу последовательности введения в оборот безналичного и наличного рубля тогдашний первый заместитель председателя Банка России О. Вьюгин полагал, что при создании валютного союза двух стран, с его точки зрения, не так важно, вводить ли сперва безналичный рубль или наличный. Однако второй вариант создаст проблемы для самой Белоруссии: "может произойти некоторое вытеснение белорусских рублей из внутреннего оборота, а поскольку их насчитывается довольно много, то может появиться приличная инфляция"(6).

В сентябре 2003 г. в решении вопроса о введении единой валюты наступил новый поворот. "Газпром" , выполнив поставки ранее обусловленных объемов газа, отказался поставлять дополнительные, сверхплановые объемы газа по льготным ценам. Этот шаг также был ответом на срыв переговоров о создании единой компании по транспортировке газа.

Вопрос о поставках газа по льготным ценам и его транспортировке требует особого рассмотрения. Здесь мы упоминаем об этом, чтобы показать, как непросто России вести переговоры о введении единой валюты.

Между тем время не ждет. До конца 2003 г. "денежно-валютные" соглашения должны были быть подписаны, а затем ратифицированы парламентами.

Между тем в середине ноября 2003 г. на заседании Межбанковского валютного совета в Бресте выяснилось, что из-за разногласий сторон дата введения рубля на территории Белоруссии будет перенесена с начала 2005 г. на неопределенный срок (курсив наш - М.Л.).

НББ планирует перейти на единую союзную валюту с 2008 г. (Правда, никто пока не знает, что она из себя будет представлять)(7).

Налицо полная неопределенность в отношении сроков введения рубля на территории Белоруссии и в отношении какой-то новой валюты, которую называют союзной, или валютой Союзного государства. О ней известно только то, что она может заменить российский рубль в Белоруссии (если он будет введен ) и, очевидно, в России .

2. Эмиссионный центр и эмиссия единой валюты

В Договоре (ст. 13) сказано, что "денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром (курсив наш - М.Л.). Далее в ст. 22 говорится, что "основной функцией единого эмиссионного центра является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы..."

После долгих дискуссий, в которых Минск упорно отстаивал позицию, согласно которой за НББ и банком России сохраняются все (курсив наш - М.Л.) функции центральных банков суверенных государств(8), наконец, в середине 2003 г. нашли компромиссное решение. НББ будет иметь право эмитировать рубли, но в объемах, строго контролируемых Банком России . Он будет устанавливать для НББ ежеквартальные суммы эмиссии с учетом инфляции в обеих странах. Предельный уровень эмиссии для НББ определяется как объем эмиссии в России , уменьшенный пропорционально соотношению ВВП двух стран (белорусский ВВП составляет примерно 1/24 российского ). Россия взяла на себя обязательство в случае ухудшения платежного баланса Белоруссии и нехватки средств на счетах НББ открыть ему кредитную линию на сумму до 20 млрд. руб. В начале октября 2003 г. председатель правления НББ П. Прокопович заявил на пресс-конференции, что необходима дополнительная эмиссия (сверх лимитов) в сумме, эквивалентной 2,1 млрд. долл. для выравнивания налоговой нагрузки в обеих странах, рекапитализации уставных фондов "Беларусбанка" и "Белагропромбанка" , а также для сокращения безработицы в Белоруссии.

Необходимы четкая правовая база Банка России и НББ с учетом введения единой валюты, разграничение функций этих банков. При этом возникает ряд проблем. Так остается неясным, как закрепление за Банком России функций единого эмиссионного центра увязывается с сохранением НББ в качестве юридического лица. При этом предполагается, что у НББ будут золотовалютные резервы, а его представители войдут в совет директоров Банка России . Все это противоречит федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России )".

Международный и российский опыт показывает, что половинчатых решений о правовом статусе и организационной структуре центральных банков быть не может. НББ лишается полномочий эмиссионного центра и превращается в территориальное управление Банка России без права юридического лица, но при этом может выполнять техническую функцию выпуска части банкнот , объем которой устанавливает только Банк России .

Требуя от России резкого увеличения эмиссии для стабилизации "зайчика" , финансирования белорусской экономики, председатель НББ "сквозь пальцы" смотрит на то, как НББ используют стабилизационные российские кредиты. Оказывается, кредиты в 4,5 млрд. руб., предоставленные Банком России НББ в 2001-2002 гг. равными траншами, даже не пересекали границу и размещены на депозитах в российских банках под более высокие проценты. В результате этой "прокрутки" НББ заработал не менее 225 млн. руб. (обслуживание кредитов стоит в среднем 5%, а при размещении на депозитах банк получает 10%)(9).

На заседании Межбанковского валютного совета в Бресте (ноябрь 2003 г.) представители НББ обнародовали проект соглашения о едином эмиссионном центре будущего союзного государства, который начнет работу с 2008 г.(10) Таким образом, не создав единого эмиссионного центра для выпуска российских рублей в связи с их предполагаемым введением в качестве единой валюты России и Белоруссии, НББ строит планы создания единого эмиссионного центра для эмиссии новой союзной валюты (о которой речь шла выше).

3. Курсы национальных валют и валютные рынки России и Белоруссии

Вопрос о курсе белорусского рубля к российскому рублю является центральным вопросом введения единой валюты России в Белоруссии. Процесс этот не одномоментный, учитывая большие различия во внутреннем и внешнем обесценении обеих вил ют (см. таблицу), и в их современном обменном соотношении, которые (если сразу ввести российский рубль) очень негативно скажутся на уровне жизни белорусов, положении ряда отраслей реального сектора и на экономике в целом. Поэтому требуется определенный переходный период, чтобы сблизить основные курсовые параметры двух валют.

Первый этап - это осуществление жесткой "привязки" курса "зайчика" к российскому рублю (с 1 июля 2004 г.). Белоруссия принимает меры к укреплению своей валюты, обеспечению устойчивости платежной системы и развитию банковской системы (качество которой влияет на денежную политику, движение капитала и развитие реального сектора). Эти задачи поставлены в "Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2004 год".

В соответствии с этим документом белорусский рубль по-прежнему будет стабильным (вернее, относительно стабильным) и прогнозируемым, а в целом денежно-кредитная политика в 2004 гг. будет более жесткой, чем в 2003 г. Девальвация "зайчика" к российскому рублю составит 4-5%, а девальвация к доллару оценивается в 8-1 2%(11).

Курсовая политика России примерно с середины 2003 г. направлена на укрепление рубля. При этом курс российского рубля к доллару плавно повышается. В то же время курс белорусского рубля (см. таблицу) систематически снижается и к доллару, и к рублю (правда, темпы этого снижения замедляются). Таким образом, здесь наблюдаются разнонаправленные тенденции, которые необходимо преодолеть прежде всего в результате укрепления белорусской валюты.

Однако, следует отметить, что белорусский рубль за последние годы стал более крепкой валютой. Ведь до сентября 2000 г. в стране существовала множественность курсов, что характерно для очень слабой валюты. Теперь применяется единый курс белорусского рубля.

Возникает вопрос, какой курс белорусского рубля использовать для "привязки". Пока об этом ничего неизвестно. Ясно то, что этот курс предназначен для безналичных расчетов в основном звене, т.е.для расчетов предприятий, между банками, но не для применения в наличном обороте.

Второй этап - обмен наличных белорусских рублей на российские . Очевидно, что к нему можно будет перейти после того, как произойдет сближение курсов двух валют (при необходимых мерах, не допускающих сокращения зарплаты и ухудшения финансового положения предприятий).

В середине 2003 г. стороны (Банк России и НББ) договорились, что о курсе обмена вопрос будет решен ближе к 2005 г. Он будет установлен по "реальному (А. Кудрин употребляет выражение "текущее реальное соотношение валют" , очевидно, имея в виду курс валютного рынка) соотношению валют. Эту сумму наличных в российских рублях умножат на коэффициент 1,3 - чтобы, как пояснил О. Вьюгин, иметь резерв и обеспечить бесперебойный развоз рублей по областям Белоруссии(12).

Здесь возникает вопрос о выборе "правильного" уровня курса обмена. Если обмен произвести по завышенному курсу белорусского рубля, то есть опасность, что у половины белорусских предприятий появятся серьезные трудности. Если же курс белорусской валюты будет занижен, то это менее опасно. Но такой курс вызовет рост цен, который придется как-то компенсировать. Очевидно, что для определения оптимального курса обмена необходимы надежные расчеты, учитывающие интересы бизнеса и граждан. Следует также иметь в виду не только влияние обмена на зарплату, но также и на сбережения населения. Следовательно, здесь важную роль призвана "сыграть процентная политика. Возможно, что придется делать выбор между краткосрочными выгодами для граждан и проблемами для реального сектора (при завышенном курсе) и долгосрочными выгодами для предприятий и экономики (при заниженном курсе). Возможно, что второй путь предпочтительнее. Есть еще один вариант - установить курс по соотношению покупательной силы валют по определенному набору товаров с учетом их рыночного курса.

При расчете курса белорусского рубля к российскому необходимо учитывать, что этот курс будет более адекватным экономическим реалиям, если налоговое (а также таможенно-тарифное и валютное регулирование) будет осуществляться по единым принципам и правилам.

Стороны планировали до конца 2003 г. принять единый налоговый кодекс, но не успели это сделать. Им удалось лишь проанализировать налоговое законодательство друг друга и подсчитать сумму, в которую обойдется выравнивание налоговых условий. Получилось, что полная налоговая унификация приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет Белоруссии на сумму примерно в 25 млрд. российских рублей, а это почти 7% ВВП и 27% республиканского бюджета. Руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития РФ М. Орлов полагает, что унификация налоговых систем увенчается принятием единого налогового кодекса не раньше чем "лет через десять" , но установить единый список налогов и единый уровень ставок реально в течение двух лет. А белорусский экономист Я. Романчук считает, что раз российская налоговая реформа не завершена, переделывать белорусскую систему по ее образцу не имеет смысла(13).

Между тем косвенное влияние налогов на валютный курс может быть весьма ощутимым. Налоги, влияя на цены и финансовое положение участников внешней торговли, оказывают воздействие на спрос и предложение валют на валютном рынке, а тем самым и на соотношение валют Белоруссии и России .

В случае взимания косвенных налогов по прежней схеме в октябре 2003 г. Россия согласилась рассмотреть выплату Белоруссии компенсаций в сумме 100-120 млн. долл.(14) По НДС, по которому в отношениях России со всеми странами СНГ (кроме Белоруссии) применяется принцип взимания в стране назначения, т.е. платежи по этому налогу поступают в бюджет страны-импортера, Белоруссия ежегодно теряет 140 млн. долл. (т.к. в торговле России с этой страной применяется принцип страны происхождения и платежи поступают от российских экспортеров в бюджет России ). Министр финансов РФ А. Кудрин заявил, что если будет подписано соглашение о введении единой валюты, то для Белоруссии будет установлена компенсация, начиная с 2003 г.

Введение единой валюты, естественно, предполагает объединение валютных и фондовых рынков России и Белоруссии как необходимого условия проведения единой курсовой политики и политики в отношении движения капитала. При этом основой является бесперебойное функционирование валютного рынка. (Рассмотрение фондовых рынков двух стран требует специального исследования).

Российский валютный рынок является гораздо более крупным и технически оснащенным, чем белорусский. Например, в 2002 г. оборот биржевого валютного рынка России в 28 раз(15) превышал оборот валютного рынка Белоруссии. В то же время, начиная с 2000 г. в Белоруссии наблюдается значительный рост объемов торгов на биржевом рынке.

Для сближения валютных рынков двух стран необходимы развитие обмена информацией между валютными биржами, проведение торгов по взаимным котировкам национальных валют Белоруссии и России (это будет способствовать определению более обоснованного курса белорусского рубля к российскому ), и наконец, объединение торговых площадок наших стран в единую торговую систему с применением современных технологий.

4. Состояние конвертируемости российской и белорусской национальных валют

Одной из основных характеристик национальной валюты, ее качества является возможность обмена ее на валюты других стран, т.е. конвертируемость (или отсутствие таковой, когда валюта рассматривается как замкнутая). Важно отметить, что конвертируемость (обратимость) - это определенный режим внешнеэкономических связей, основанный на рыночной экономике. В зависимости от того, распространяется ли конвертируемость на резидентов и нерезидентов и круга операций, по которым она применяется (текущие и капитальные операции), различают полную и ограниченную конвертируемость. В контексте данного раздела важно определить, какого уровня обратимости достигли российский и белорусский рубли, поскольку он отражает характер экономической системы, степень развития экономики, состояние денежного обращения , финансов и валютного хозяйства. Очевидно, что все это принципиально важно учитывать при введении единой валюты двух стран.

В России в середине 1992 г. была введена так называемая "внутренняя конвертируемость" рубля, означающая, что резиденты могут свободно обменивать рубли на другие валюты, но только по текущим операциям. Обмен (покупка) производится на валютной бирже (здесь покупателями и продавцами валюты выступают коммерческие банки), в коммерческих банках, обменных пунктах по рыночному курсу. Естественно, что для этого у Банка России должны быть достаточные валютные резервы.

Вплоть до начала нового века существенным ограничением конвертируемости рубля были нормативы обязательной продажи части экспортной выручки (в 90-е годы доходившие до 75%). Этот фактор ограничивал предложение валюты на рынке и негативно влиял на курс рубля к доллару. Сейчас экспортеры обязаны продавать Банку России 25% своей валютной выручки, причем фактически экспортеры продают валюты меньше этой нормы.

В середине 1996 г. Россия присоединилась к ст. VIII Устава МВФ. Обычно этот акт рассматривают в качестве обязательства страны применять конвертируемость своей валюты по текущим операциям как резидентами, так и нерезидентами (внешняя конвертируемость). В действительности, в этой статье речь идет не о конвертируемости по текущим операциям, а об обязательстве страны не применять валютных ограничений по этим операциям(16).

Теперь иностранцы получили такие же права в использовании рубля по текущим операциям, какими до этого пользовались только резиденты России . Нерезидентам было разрешено открывать в уполномоченных банках счета в рублях. При этом Банк России следит за тем, чтобы эти счета использовались только для расчетов по текущим операциям (внешняя торговля, страхование и т.д.).

В отношении капитальных операций сохранялись жесткие ограничения и контроль. Однако на практике российские компании обходят эти барьеры, и отток нелегального капитала из России не прекращается. Этому способствует также то, что в России нет четкого разграничения текущих и капитальных операций. Для вывоза капитала используются такие меры, как невозврат экспортной выручки, манипуляции с внешнеторговыми ценами, фиктивные контракты и т.п. За последние десять с лишним лет из страны, по разным оценкам, было нелегально вывезено 200-300 млрд. долл.

Осуществление обратимости рубля наряду с позитивными последствиями сопровождалось усилением долларизации российский экономики, уровень которой измеряется отношением депозитов в иностранной валюте к денежной массе (денежные агрегаты М2 или М3).

В отдельные годы сумма долларов во внутреннем платежном обороте (при пересчете в рубли) превышала объем денежной массы. Сейчас уровень долларизации оценивается в 20-25% (в Белоруссии он несколько выше). Так что введение рубля в качестве единой валюты принесет с собой и его постоянного спутника - доллар.

В 1995-1997 гг. к ст.VIII присоединились также Киргизия, Молдавия, Казахстан, Грузия, Украина, Армения, а в 2001 г. с определенными оговорками следом за этими республиками пошла и Белоруссия.

До этого в Белоруссии применялась только внутренняя обратимость "зайчика". Она была введена в 2000 г.* после установления единого курса "зайчика" к иностранным валютам. Конечно, учитывая гораздо более скудные по сравнению с Россией валютные резервы Белоруссии и неразвитость сети коммерческих банков, обменять "зайчики" на доллары иногда было непросто. Поэтому конвертируемость белорусского рубля носит более формальный характер, чем в России . Негативное влияние на осуществление конвертируемости оказывает и неустойчивость курса белорусского рубля, сменившего "зайчики". [* В 1995 г. между Россией и Белоруссией было заключено соглашение о взаимной конвертируемости их валют. Это соглашение представляло собой не что иное, как намерение создать условия для достижения взаимной конвертируемости соответствующих валют. Стороны договорились, что их валюты могут использоваться в расчетах между хозяйствующими субъектами, а "при наличии взаимного согласия" расчеты могут производиться в свободно конвертируемых валютах. Таким образом, соглашение не содержало никаких обязательств сторон в области взаимной обратимости их валют. Это соглашение так и осталось на бумаге.]

Независимые белорусские эксперты оценивают присоединение Белоруссии к ряду разделов ст. VIII как "декларацию о намерениях". По мнению Я. Романчука, белорусские власти не имеют реальной программы системных рыночных преобразований и поэтому лишь пытаются "задобрить" то Восток, то Запад".(17)

Как бы там ни было, но белорусская валюта постепенно укрепляется. Это позволяет властям принимать меры по либерализации валютно-финансовой сферы. В октябре 2003 г. были изменены правила вывоза иностранной валюты. Теперь предоставление разрешительных документов в таможенные органы обязательно только если сумма вывозимой физическим лицом валюты превышает 10 тыс. долл.(18) Предполагается отменить квоту на участие иностранного капитала в банковской системе страны (сейчас она составляет 25%).

При оценке перспектив и последствий введения рубля в качестве единой валюты России и Белоруссии необходимо отметить, что в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию в мае 2003 г. была поставлена задача достижения в ближайшие годы полной (курсив наш - М.Л.) конвертируемости рубля(19). Практически это означает, что отменяются все ограничения на использование национальной валюты в стране и за рубежом, в том числе ограничения в отношении движения капитала. Оптимисты рассчитывают, что в 2007 г. МВФ включит рубль в число резервных валют. Фактически российский рубль должен стать в один ряд с такими свободно конвертируемыми (по терминологии МВФ - "свободно используемыми") валютами, как доллар и швейцарский франк. При этом рубль будет участвовать в международных платежах и котироваться на мировых валютных рынках. По плечу ли России решение такой сложнейшей задачи - покажет будущее.

5. Возможные последствия введения единой валюты

При оценке последствий создания российско -белорусского валютного союза как монетарной основы Союзного государства мы исходим из того, что этот союз является результатом сотрудничества России и Белоруссии, попыткой объединения двух разных экономических систем с разной степенью развития рыночных отношений и институтов, различной ролью государства в экономике, наконец, с разным менталитетом граждан обеих стран. При этом, очевидно, что Россия играет роль ведущего, а Белоруссия - ведомого, которому приходится адаптироваться к российской экономической системе.

Для обеих стран объединение денежно-валютных систем будет способствовать экономическому росту, расширению взаимной торговли, укреплению кооперационных связей, упрощению расчетов, образованию единого валютного, кредитного и фондового рынков, укреплению позиций в мировой экономике в условиях глобализации.

В то же время для каждого участника валютный союз имеет и позитивные, и негативные стороны.

Позитивные последствия для Белоруссии

1. Белоруссия становится интегрированной частью одной из крупнейших стран мира, которая надежно обеспечивает ее военную и экономическую безопасность.

2. Белоруссия получает гораздо более сильную валюту, которая в перспективе станет одной из основных мировых валют. Курс ее будет поддерживаться за счет валютных резервов Банка России .

3. Введение рубля на территории Белоруссии позволит резко сократить инфляцию при поддержке Банка России и отказаться от кредитования бюджетного дефицита Национальным банком страны.

4. Валютная интеграция поможет укреплению белорусской банковской системы, чему в немалой степени будет способствовать деятельность Банка России .

5. Россия оказывала и оказывает финансовую помощь Белоруссии в форме стабилизационных кредитов, различных компенсаций. Россия из года в год кредитует Белоруссию на сумму пассива ее крупного торгового баланса (в 2002 г. он составил 11% белорусского ВВП). Этот пассив носит структурный характер, поскольку в российском экспорте преобладают энергоносители. Директор департамента НББ Ю. Власкин полагает, что введение единой валюты приведет к тому, что пассив торгового баланса Белоруссии перейдет в категорию внутренних расчетов, а устойчивый положительный торговый баланс с остальными зарубежными странами будет способствовать стабильности денежной единицы.

6. Для Белоруссии открывается весь российский рынок, где она может реализовывать товары, не пользующиеся спросом в других странах.

7. Валютная интеграция облегчит миграцию и будет способствовать созданию новых рабочих мест в России для белорусских граждан, не имеющих работы.

8. Участие российских компаний в приватизации белорусских предприятий может дать мощный импульс развитию экономики страны.

9. Укрепление валютно-финансовой системы Белоруссии на основе рубля поможет ее вхождению в международную финансовую систему, в создаваемое единое общеевропейское пространство.

Негативные последствия для Белоруссии

1. Отказ от монетарного суверенитета, по мнению ряда специалистов, не ведет к потере суверенитета государственного и бюджетного. На наш взгляд, это иллюзия. Если называть вещи своими именами, то здесь следует сказать, что "кто платит, тот и заказывает музыку". Страна без собственного эмиссионного центра фактически не может проводить свою денежно-кредитную, валютную и бюджетную политику, а государственный суверенитет уже перестанет быть суверенитетом в полном смысле слова.

2. Введение единой валюты (в результате установления завышенного курса белорусской валюты при обмене) может пополнить число нерентабельных предприятий (сейчас их около 40%).

3. Россия может "заразить" Белоруссию "голландской" болезнью (в случае, если Банк России будет поддерживать слишком высокий курс рубля (после объединения валют), что делает экспорт многих товаров нерентабельным.

4. НББ, лишившись права на самостоятельную эмиссию, утратит и эмиссионный доход, равный разнице между номиналом выпущенных денег и стоимостью их изготовления.

5. Несмотря на уверения белорусских политиков и экономистов, что уровень жизни белорусов не пострадает от введения рубля, есть серьезные опасения, что это может случиться, т.к. вопросы влияния курса и цен на зарплату проработаны пока совершенно недостаточно.

6. Введение единой валюты может привести к усилению долларизации белорусской экономики, поскольку доступ к доллару станет более свободным.

Позитивные последствия для России

1. Валютный союз с Белоруссией должен поставить точку в создании нового геополитического и геоэкономического образования - Союзного государства России и Белоруссии. Единая валюта означает создание бастиона России (и СНГ) по отношению к Западу, она укрепляет стратегические позиции России в этом регионе. Можно без преувеличения сказать, что для России это событие носит характер прорыва.

2. Россия получает возможность контролировать газовую "трубу" , которая должна стать частью интегрированной экономики.

3. Введение единой валюты будет способствовать укреплению промышленного потенциала России , которая получит современный "сборочный цех" (как принято называть Белоруссию).

4. Введение единой валюты означает расширение сферы применения рубля (сейчас около 60% взаимных расчетов двух стран производятся в долларах). Это позволит снизить издержки операций по обмену валют.

5. Валютный союз станет важным фактором для укрепления позиций российских компаний в Белоруссии.

6. Интеграция валютных и фондовых рынков двух стран позволит привлечь более широкий круг инвесторов, создаст основу для дальнейшей интеграции в рамках более