Наверх
поделиться:

Независимая газета, 20.09.2012, Центробанк с пониманием относится к нарушению прав потребителей

Анастасия Башкатова

Новые банкноты до сих пор препятствуют денежному обороту в стране

Уже год в России действуют банкноты нового образца номиналом 500 и 5000 руб. и несколько лет - номиналом 1000 руб. Однако до сих пор не все банкоматы принимают новые купюры. Выпущенные государством деньги уже несколько лет в некоторых случаях деньгами не являются, граждане не могут совершать с ними какие-либо операции с помощью банкоматов и терминалов. Однако Центробанк, судя по всему, не считает такую проблему вопиющей. По крайней мере, как вчера стало известно «НГ», ЦБ ограничивается лишь разъяснительными мерами и надзорными функциями и не стремится более жестко воздействовать на банки, чтобы ускорить адаптацию оборудования к новым деньгам.

Проблема, связанная с оборотом модифицированных купюр в стране, длится уже не первый год. Доля новых банкнот в обороте растет, и все больше граждан сталкиваются с тем, что их деньги признаются некоторыми банкоматами и платежными терминалами недействительными. Речь идет о нормальных банкнотах без повреждений, единственный «недостаток» которых - обновленная и повышенная система защиты от подделок.

Центробанк же в этой ситуации занимает, похоже, довольно нейтральную позицию. По крайней мере грозных окликов со стороны регулятора в адрес банкиров, которые фактически препятствуют денежному обороту и нарушают тем самым права потребителя и банковское законодательство, не слышно. «НГ» поднимает проблему невозможности использования новых купюр уже не первый раз (см. номер от 16.08.12), и вот наконец-то от ЦБ последовал ответ, из которого можно сделать вывод, что регулятор ограничивается лишь воспитательными мерами и разъяснительными работами. Отбирать же лицензии у банков за отказ принимать деньги он, судя по всему, не намерен.

Вчера в департаменте наличного денежного обращения ЦБ сообщили «НГ»: «Проведение адаптации оборудования для приема денежной наличности, эксплуатирующегося в кредитных организациях, относится к компетенции указанных организаций. Для осуществления сервисного обслуживания и обновления программного обеспечения для данного оборудования кредитные организации, как правило, заключают соответствующие договоры с его поставщиками или уполномоченными сервисными организациями».

«Для обеспечения своевременной адаптации указанного оборудования в сентябре 2011 года Банк России организовал семинар для его производителей и поставщиков, на котором была предоставлена возможность ознакомления с банкнотами Банка России номиналами 500 и 5000 рублей образца 1997 года модификации 2010 года. Кроме того, указанные организации получили банкноты для проведения адаптации», - поясняют в ЦБ.

Также представители регулятора добавили, что «Банком России постоянно осуществляется контроль за проведением кредитными организациями адаптации оборудования для работы с банкнотами Банка России новой модификации»: «В марте текущего года территориальным учреждениям Банка России было дано поручение о проведении контроля за результатами адаптации банкното-приемного оборудования в кредитных организациях. В августе текущего года до кредитных организаций доведено требование о необходимости скорейшего завершения работ по адаптации данного оборудования. Так, в Москве и Московской области из 315 кредитных организаций, эксплуатирующих банкнотоприемное оборудование, работы по адаптации не завершены только в 31».

Нельзя отрицать, что ситуация, как показано в ответе ЦБ, меняется к лучшему. Однако вызывает недоумение тот факт, что регулятор направил в банки требование поторопиться с перепрограммированием банкоматов лишь спустя примерно год после введения в стране новых купюр номиналом 500 и 5000 руб., то есть в августе 2012-го против сентября 2011-го. При этом модифицированные банкноты номиналом 1000 руб. поступили в оборот еще раньше, однако и они тоже до сих пор в группе риска. Говорить об оперативном решении проблемы не приходится. Ситуация же на самом деле вопиющая. Выходит, что выпущенные государством деньги признаются некоторыми банками недействительными в течение нескольких лет. И если монетарные власти считают данную проблему локальной, то это удивляет, ведь фактически в государстве происходит сбой денежного оборота, государство само себя дискредитирует, выпуская деньги, которые иногда деньгами не являются.

Граждане, имея на руках банкноты нового образца, иногда не могут совершать с ними какие-либо операции - погашать через банкомат кредит, оплачивать услуги ЖКХ, переводить деньги на счет. Даже если половина зарплаты выдается гражданину новыми банкнотами, то это уже становится проблемой: обменять солидную сумму денег на старые купюры затруднительно. Отказ банкоматов принимать новые купюры может привести к материальному ущербу. Например, не найдя поблизости перепрограммированный банкомат, гражданин может просрочить дату погашения кредита и получить за это штраф. Налицо - нарушение прав потребителей.

Банкиры, опрошенные «НГ», признают, что ЦБ действительно ограничивается лишь разъяснительными и надзорными мерами. «Сегодня основным инструментом контроля ЦБ за выполнением требований к адаптации банкоматов для приема купюр нового образца является надзор за своевременным осуществлением предписаний. Обычно данная процедура осуществляется в форме официальных запросов ЦБ к банкам на предмет завершения процесса обновления оборудования. Насколько нам известно, за нарушение сроков выполнения предписаний штрафных санкций пока не применялось. Это связано с тем, что адаптация подобного оборудования происходит не одномоментно и требует значительных временных и финансовых затрат. В связи с этим на сегодня Центробанк только налаживает процедуру реализации нововведений и вырабатывает позицию по отношению к приемлемым временным срокам на реализацию предписаний», - говорит директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банка Вилен Ли. Как добавляет Ли, задержка с адаптацией оборудования происходит не всегда по вине банков. Основная проблема - в отсутствии оперативной связи с ЦБ поставщиков банкоматов и разработчиков программного обеспечения.

«Оборудование часто импортное, поэтому и программы там установлены зарубежные. Одни из них обновляются поставщиками оборудования бесплатно, другие - платно. Поэтому обновления, проводимые банками, являются последовательными и постепенными. ЦБ это понимает и санкций не применяет, но при этом осуществляет контроль за банками в целях проверки готовности банковского оборудования для приема банкнот модификации 2010 года», - поясняет вице-президент банка «Интеркоммерц» Светлана Пузина. По ее словам, банки и сами заинтересованы в скорейшем обновлении своих терминалов.

Хотя не все эксперты считают проблему с оборотом новых купюр вопиющей. «Недоработки банков по части модернизации купюроприемников - это проблемы прежде всего банков, а уж никак не ЦБ. В конце концов, если клиент не доволен качеством оказываемых услуг, он вправе изменить поставщика услуг и попросту обзавестись дебетовой картой другого банка. Это конкуренция в чистом виде, так с чего вдруг ЦБ должен с ней бороться? Достоверно установить, какие терминалы принимают купюры нового образца, а какие нет, довольно сложно. Клиенты в России не привыкли жаловаться на подобные случаи, а проверка всего оборудования - это задача весьма нелегкая даже для ЦБ», - поясняет эксперт компании «Солид» Никита Рязанов